Главная Публикации Памятка по эффективному поведению в конфликтных ситуациях - А. Решетилова

Памятка по эффективному поведению в конфликтных ситуациях - А. Решетилова

автор Антонина Решетилова

«Памятка по эффективному поведению в конфликтных ситуациях»


Что такое конфликт? Это противостояние, ссора, скандал или просто разногласие. Так определяют понятие конфликт его участники. Есть и научное определение, которое немногим отличается от жизненного.

Конфликт (лат. conflictus – столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Можно ли прожить жизнь и не попасть в конфликт? Нет, нет и еще раз нет. Потому что мы существуем за счет конфликта.

Давайте рассмотрим истоки. У М.Е. Литвака есть определение, что все мы изначально победители, так как мы обошли несколько миллионов сперматозоидов и оплодотворили материнскую яйцеклетку. Что это, скажете, не конфликт? Конфликт, так как наверняка было противостояние и, возможно, небольшая потасовка. И вот - УРА! - мы победили. Что дальше? А дальше - наше рождение. Это тоже конфликт. Верно? Ведь мы из уютного и защищённого места попадаем во враждебную среду, где нужно бороться за свое существование. Далее детский сад, школа, институт, брак и т.д. И так можно до бесконечности продолжать. Чарльз Диксон очень емко в одном высказывании дал определение конфликтам и месту, занимаемому ими в нашей жизни: «Если в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте есть ли у Вас пульс».

Мы разобрались, что конфликты есть, были и будут. Что нам от них никуда не деться. Я даже больше скажу, что мы без них просто не смогли бы существовать и развиваться. Ведь, именно, с помощью конфликтов у нас происходят ИНСАЙТЫ. Ученые в спорах доказывают новые теории. Но остается непонятным главный вопрос, как бороться? Как правильно себя вести в конфликте, чтобы получить этот положительный результат? Ведь конфликты приносят не только хорошие результаты, но и сильнейшие разрушения. Способы есть. Нужно выбрать для себя несколько и не отступать. И тогда все получится. Итак, какие есть способы?

Многие конфликтологи, и западные, и отечественные, работают над правилами поведения в конфликтах. Но я придерживаюсь мнения, что под каждый менталитет свои правила. Поэтому больше склоняюсь к отечественным разработкам. Так, А. Анцупов и А. Шипилов, Т. Гришина и другие конфликтологи в своих учебниках по конфликтологии предлагают множество способов и приемов по конструктивному разрешению конфликтов. Но применить их порой не так-то просто, так как не понятно КАК это делать. В этой статье я хочу дать практическое обоснование некоторым приемам конструктивного разрешения конфликтов. Итак, если Вы уже попали в конфликт, то постарайтесь:

 

1. Минимизировать свои негативные эмоции и, по-возможности, негативные эмоции оппонента.

Как это сделать? Во-первых, нужно переключить свое внимание на что-то другое. Подумайте о чем-то, что вызывает у Вас чувство радости. Далее смотрите на своего оппонента «во все глаза» и думайте о своем. Со стороны это будет выглядеть, что Вы настолько заворожены его объяснением Вашей неправоты, что его гнев начнет потихоньку угасать.

(Если на Вас кричат и не дают вставить Вам слово, начинайте рассматривать своего оппонента так, будь-то Вы его видите в первый раз. Можно для усиления эффекта приоткрыть слегка рот. Это всегда срабатывает. Как минимум, кричать на Вас перестанут.)

 

2. Хвалите оппонента.

В конфликте, обычно нет одного виноватого. Вина лежит на двух сторонах практически в равных долях. Поэтому и шаги к примирению должны делать обе стороны. Но так бывает крайне редко. Ваша задача сохранить свою нервную систему. Вступать в открытый конфликт неэффективно. Это факт. А значит нужен способ, чтобы не просто

завершить конфликт, но и получить моральное удовлетворение.

Итак, Вы в конфликте: 1. Выслушайте оппонента. 2. После попробуйте его похвалить и поблагодарить за преподнесенный Вам урок. Можно продлить свое наслаждение и спросить, сколько Вы должны за него.

Важно, не перестараться, выдержать интонацию и выражение своего лица. Чтобы после Ваших слов у оппонента не возникло желание Вас побить))).

 

3. Понять то, что Ваш оппонент, так же как и Вы, имеет свои интересы и ценности, которые считает важными и правильными.

Мы все о себе хорошего мнения. Поэтому и стараемся его отстоять. В данном случае нужно постараться встать на место своего противника. Подумайте, как он сейчас злится на то, что Вы его не понимаете. Что Вы можете сделать? Только понять его. Ведь он, по-своему, прав. И Вы тоже. А если посмотреть на ситуацию глазами партнера, то, возможно, его позиция будет не так уж и плоха.

(Нам всем нужно постоянно работать над преодолением своего собственного природного эгоизма. В чем он выражается — в том, что мы верим в правильность только своего мнения. Принимать мнение другого — это искусство. Так давайте учиться!)

 

4. Быть постоянно ориентированным на интересы своего дела.

Не секрет, что на предприятии хороший сотрудник прежде всего решает свои задачи. И если его задачи совпадают с задачами компании, то они, как говорится, сработаются. В этом случае легко быть ориентированным на интересы дела и заботиться о том, как лучше выполнить стоящие перед компанией задачи. Главное в этом пункте – это следование своему плану действий и не выступать в роли «Цепной собаки», которая всех стравливает.

(«Цепная собака» — это человек, который старается выделиться за счет других. Например, Вы, совместно с коллегами, занимаетесь каким-то проектом. Ответственность за результат лежит на Вас. Один из Ваших коллег, который тоже является руководителем другого проекта, но участвует в Вашем как подчиненный, начинает вести агитационную деятельность против Ваших решений и вносит на уровне руководства, в обход Вас, свои предложения. Как вы себя поведете? Я думаю, что это вас зацепит. Что делать в этой ситуации? Сказать ему спасибо, что подсказал идею, взять ее в оборот и взвалить весь груз ответственности на агитатора. Он может сломаться, а может и получить результат. Вы в любом случае будете в выигрыше.)

 

5. Стремитесь к сотрудничеству.

Идеальный способ разрешения конфликтной ситуации — это сотрудничество сторон. Сотрудничество - это совместная деятельность, в результате которой все стороны получают ту или иную выгоду. Это самый сложный, но и самый выгодный путь решения конфликта. Только в этом случае есть полное удовлетворение сторон и уверенность в том, что конфликт действительно решен, а не запрятан до поры до времени в дальний угол.

Как прийти к сотрудничеству? Прежде всего нужно понимать предмет конфликта. Если он имеет жизненно важное значение для одной или обеих сторон, то о сотрудничестве не может быть и речи. Но если это рабочая ситуация, тогда это дело чести. По сути конфликт — это выяснение отношений и поиск решений. Поэтому, если понять зачем Вы конфликтуете и какова потребность Вашего оппонента, решение найти можно.

Эти методы действенны и могут Вам помочь, но только если Вы в них будете верить и следовать технологии. Я считаю, что конфликты - очень сильные стимуляторы роста и желаний. Если не срываться сразу и немного подумать, то Вы можете выйти победителем с малыми потерями. Поэтому старайтесь контролировать свои эмоции и, при желании, пользуйтесь нашими методами.

 

Также вам может быть интересно: