Главная Публикации "Психологическое айкидо: технология и психология" А. Бородина

"Психологическое айкидо: технология и психология" А. Бородина

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ АЙКИДО: ТЕХНОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

 

В любом процессе есть две составляющие: технология и психология.
С чем у вас в основном возникают трудности — с психологией или технологией?

Что такое технология? - это понимание сути процесса, знание шагов и этапов, которые нужно предпринять, владение приемами и инструментами.
А что относится к психологии? - это наше эмоциональное отношение к процессу, готовность и желание делать необходимые шаги, уверенность в себе и своих действиях.

 

Как это проявляется в жизни?

Например, в трудоустройстве:
Здесь есть четкая технология — как написать резюме, на каких сайтах его разместить, куда и как обратиться, как себя подать на интервью, по каким критериям делать выбор компании.

И есть вполне определенная психология — насколько я ценю себя как специалиста, насколько я уверен в себе, есть ли у меня страх перед оценкой на интервью, есть ли у меня темы, которые меня могут эмоционально задеть на собеседовании?

 

И даже в таком процессе как приготовлении пищи:

Технология — что и в какой последовательности надо положить, какую посуду использовать и т.д..

И психология — я хочу это делать? Мне доставляет удовольствие процесс? Важно ли мне порадовать близких их любимым блюдом?


То же самое и в общении. Но в общении порой сложнее, потому что общение — это сплошная психология с кучей самых разных составляющих. Тем более когда мы в этом сложном процессе начинаем еще и осваивать разные новые методы и приемы, например такие, как психологическое айкидо.
Как известно, психологическое айкидо — это способ бесконфликтного общения с партнером. Техника, при помощи которой мы можем увернуться от уколов партнера с наименьшими потерями для себя.
И в ней тоже можно выделить как технологию, так и психологию.

Что тут будет технологией?
1. Знание законов психологии (например, что каждый человек о себе хорошего мнения, что ответ партнера запрограммирован в самом вопросе, знание того, какие роли существуют в общении с точки зрения трансактного анализа и т.д.)

2. Понимание основ амортизации в общении (что первым делом надо отрабатывать навыки защиты, передавать инициативу партнеру по общению и т. д. )
3. Осведомленность о видах амортизации и уместности их применения в разных случаях.

Эта информация легко доступна нам в литературе, в интернете, на семинарах МЕ Литвака. Но почему тогда у нас возникают проблемы в применении этого метода? Что нам мешает применить все эти знания на практике?

Оказывается, причина часто скрыта в психологии! Не всегда получается сразу перестроить свой привычный стиль общения. Пока еще большую власть имеют эмоции — гнев, обида, возмущение, которые прорываются в интонациях и выражении лица. Все это выдает нас, даже если слова при этом мы говорим правильные. Поэтому часто в момент общения все эти проявления берут вверх, и уже позже, успокоившись и выйдя из ситуации, мы начинаем осознавать, что поступили по старому.

А иногда нам бывает трудно это осознать и посмотреть на себя со стороны. И тут нам может понадобиться помощь психолога и тренировка.

Поэтому сталкиваясь с трудностями в каком либо деле, проанализируйте себя — что именно вам трудно? - Вам не хватает информации? Уверенности в себе? Сдержанности? Или наоборот открытости? А может вы знаете теорию, но мало практикуете.

И уже поняв, в чем именно ваша загвоздка, вам будет легче спланировать шаги по улучшению ситуации. А если в самостоятельном решении возникнут препятствия — вы будете знать наверняка к какому специалисту следует обратиться — к психологу (коучу, тренеру) или к тому, кто может помочь вам овладеть технологией
Для иллюстрации приведу два примера:

 

Бывают проблемы с технологией. У нас это было, когда мы начали с хорошим настроем, драйвом, энтузиазмом и уверенностью совершать звонки с целью привлечения новых клиентов. Но при этом мы не учли важные факторы, и поэтому не получили планируемого результата. А именно: 1) звонили не тем людям (т. е. не выявили четко свою целевую аудиторию), 2) не те слова говорили, 3) не то предлагали (не выявили потребности). Но все это делали с прекрасной внутренней психологией!

Мог бы быть результат в этом случае?? Исключительно только на нашем энтузиазме! Но если бы соблюли еще и технологию, итоги могли бы быть более впечатляющими. И тогда мы обратились к специалисту в этой области, который помог нам подправить технику работы.


Другой пример, уже про трудности в психологии: в моей работе с заказчиками периодически стала возникать ситуация, когда резюме хороших (как я считала) кандидатов, долго не рассматривали. А в нашей работе (да и вообще в жизни) долго думать вредно. Потому что кандидат долго сидеть не будет — уведут. Надо торопиться. Я стала анализировать в чем причина? - технологию работы с заказчиком я вроде знаю, соблюдаю. Но в чем проблема? - в эмоциях. Еще пока авторитетных людей воспринимаю снизу вверх, есть страх не понравиться, некоторая робость.
Поэтому осознав, что причина в страхе, и мне нет необходимости штудировать теорию, а стоит сместить акцент в своем состоянии. Я стала использовать инструменты, которые мне помогут совладать со своими чувствами.
А именно:
- в переписке стала использовала ответы в духе амортизации и применения «принципа сперматозоида» (Примерно так: «Наверное, этого кандидата вы смотреть не захотите, потому что...(и указывала какие то нелепые качества, на которые вообще не стоит обращать внимание, например, ему до вас добираться далеко, или стаж вождения у него всего 2 года, а не 5). Но если все-таки захотите, вот его резюме »). Работает!
- перед звонком стала писать текст разговора заранее. Так проще! И если даже захлестывают эмоции — говоришь все равно то, что следует сказать. Попробуйте!

- по трудным вопросам шла за поддержкой и подсказками к наставнику.

- стала использовать отставленную (пока только!) амортизацию (Например, при переговорах о кандидате, который не понравился заказчику, я говорила «Иван Иванович, да, поругайте меня пожалуйста, что то я совсем вам не тех кандидатов отправляю»). И Иван Иванович смягчается, и говорит, что кандидат не так уж и плох, просто вот у них специфика не та, что в его опыте...
- или например, когда заказчик затягивал вот уже 4ый день очное собеседование, я ему позвонила со следующим текстом: «Игорь Владимирович, я так понимаю, что вы не хотите с нами работать?», Он: «Да нет, что вы, с чего вы взяли?». Я: «Так я кандидата на 4 дня уже подвесила, он ждет согласования времени встречи, я же не могу его долго держать, он уже получает приглашения от других работодателей, что мне делать?? » Это обращение имело успех, и моего кандидата рассмотрели уже на следующий же день!

Короче говоря, осваивайте айкидо — оно очень помогает в разных жизненных ситуациях. А если вы сталкиваетесь с трудностями, которые не можете преодолеть самостоятельно — приходите к нам за парту в «Школу Психологического айкидо», где мы за 2 месяца с вами разберем и технологию (теорию амортизации и не только), и психологию (потренируете свои умения в написании амортизационных писем и навыки в применении айкидо в общении с он-лайн участниками).

Регистрируйтесь!

Также вам может быть интересно: